Отредактируй текст. Сохрани фото. Составь библиографию текста Адмирал камышинской авиации

27.06.2021 14:42. История Камышина и Нижнего Поволжья, Общество. Автор: Евгений Бондарь    3
Конечно, в военной иерархии читатель не встретит звания, вынесенного в заголовок. Адмирал… и вдруг авиации. Но именно такого неофициального звания может быть удостоен человек, оставивший немалый след в истории Камышина.

М.Н. Чибисов
М.Н. Чибисов
Всё дело в том, что в Камышине – в этом, казалось бы, сугубо степном городе — в 1950-е годы находилось особое учебное заведение, готовившее не обычных лётчиков, а… морской авиации. Правда, просуществовало оно в городе всего пять с половиной лет и выпустило специалистов данного профиля лишь однажды. Однако человек, построивший училище и командовавший им, — личность, по-своему легендарная, хотя и до новейшего времени абсолютно секретная. Да и его любимое детище (так он сам называл училище, по воспоминаниям его дочери) долгое время было покрыто ореолом государственной тайны. Вначале оно называлось 92-м Военно-морским минно-торпедным авиационным, а затем 16-м Камышинским военно-морским авиационным училищем Военно-Морского Флота СССР (КВМАУ). В списках авиаучилищ Советского Союза, перечисленных в сети Интернет, Камышинское вообще не значится. В «Энциклопедии Волгоградской области» за 2008 год на 55-й странице оно только упоминается. И всё.

Но остались в городе несколько человек, которые попали в число уникальных выпускников училища. Один из них — бывший первый секретарь Камышинского горкома КПРФ Николай Петрович Майко, другой — бывший директор бассейна «Волна» В.А. Роменский.

По воспоминаниям Николая Петровича, зафиксированным камышинским историком и журналистом Виталием Королёвым, курсанты очень любили своего командира — Максима Николаевича Чибисова, строгого, требовательного, но в то же время справедливого воспитателя.

«Нередко Максим Николаевич сам показывал в небе технику пилотирования самолётом, — вспоминает Н.П. Майко. — Садился за штурвал и в роли инструктора проверял курсантов, как они осваивают искусство управления крылатой машиной. И в часы досуга его часто можно было увидеть среди курсантов. Его интересные рассказы о том, как он стал лётчиком, о своей довоенной службе на Дальнем Востоке, участии в обороне Ленинграда и освоении Арктики (за исключением, конечно, секретной информации) слушались на одном дыхании. Курсанты знали: Максима Николаевича в тупик не поставишь — ответит прямо и за словом в карман не полезет. Иногда эти разговоры по душам затягивались на долгие часы».

М.Н. Чибисов с курсантами Камышинского ВМАУ
М.Н. Чибисов с курсантами Камышинского ВМАУ
Чем же прославился лётчик Максим Чибисов, почему ему доверили организацию и управление секретным военным объектом в Камышине? Пройдёмся по его жизненному пути.

ВЗЛЁТ
Вначале —  всего одна цифра. 3633 часа общего налёта. Столько времени (более 5 месяцев!) Чибисов находился в воздухе за штурвалом самолётов. Подводя итоги своей лётной карьеры, он сделал такую запись: «За годы службы в ВВС пролетал без поломки — лишь с одной аварией мотора! — на 20 типах самолётов, начиная от У-1 и кончая реактивным Ил-28».

А начиналась эта карьера с первой школы военных летчиков имени А.Ф. Мясникова — с Качинского училища, где Максим Николаевич был одним из выпускников-отличников. В знаменитой «Каче» учились летать Александр Покрышкин, Борис Сафонов (первый дважды Герой Советского Союза в годы войны, летчик морской авиации Северного флота), Полина Осипенко (её именем названа одна из улиц Камышина). Чибисов стал инструктором, и вскоре его группа из 22-х курсантов была признана лучшей. Результаты его работы произвели очень хорошее впечатление на членов государственной комиссии ВВС, и в 1937 году майор Чибисов стал командиром авиационной эскадрильи на Дальнем Востоке. Самолёты его эскадрильи патрулировали воздушное пространство над Татарским проливом и Сахалином, защищая наши границы от вылазок японских милитаристов.

Комментарии

Популярные сообщения